Отдых в Дивноморске

Жизнь моя, музейная...


Частный сектор Дивноморское
Сдаются 2-х, 3-х и 4-х местные номера. Первый этаж. Современные удобства, Wi-fi. Пляж в 10 минутах ходьбы.

Жизнь моя, музейная...

Жизнь моя, музейная...
К 85-летию основания музея

Уже более сотни лет говорят и пишут о замечательной природе российского Причерноморья. Какое здесь море! Какие берега, пляжи, леса! Какие кавказские горы с их скалами, водопадами, долинами рек! Об уникальности Геленджикской бухты и говорить нечего, тем более в обрамлении новой набережной. Приезжайте, отдыхайте, купайтесь! Что российские люди и делают. Из года в год все больше и больше...

В 80-е годы прошедшего столетия отдел природы Геленджикского музея решил построить новую экспозицию этой природы. И построил! Поскольку предоставлялась одна комната, постарались максимально насытить экспонатами все стены от пола до потолка. Конечно, с помощью всяческих ухищрений, технических выдумок.

А в 1984 году А.Колесникова, директор музея, послала меня, заведующего отделом природы, в Москву на стажировку заведующих отделами природы областных музеев РСФСР. Еще полный сил и энергии, с удовлетворенным сознанием выполненного профессионального долга, я с удовольствием отправился в столицу СССР. Ну, идет стажировка. Читаются нам лекции маститыми учеными. Посещаем столичные музеи. Пришло время обмена опытом работы. Началось! Остро ставятся одна, другая, третья проблемы. Один из завотделом природы подмосковного музея удрученно сетует: “У меня под природу всего 6 залов. Ну что я могу в них показать?” Я возьми встань и скажи: “А нами в Геленджике построена экспозиция по природе на 20 кв. м!” “Как это, как это?” - воскликнул стажировочный народ и всем залом привстал от удивления. “Вот так! Даже в одну комнату втиснули две коллекции чучел животных и птиц, две диорамы. А в различных формах скрытой экспозиции - геологию, палеонтологию, климат, наводнения, приспособление для показа слайдов”. Что могли ответить коллеги? Конечно, весьма интересно! И предложили поделиться таким опытом работы с замдиректора Института культуры А.Павловой, известным тогда музейщиком республики. Конечно, пошел, прихватив с собой ТЭП (тематико-экспозиционный план) своей экспозиции. Она только взглянула на титульный лист плана и чуть ли ни бросила его мне в лицо со словами: “Это совершенная нелепость построить природу региона на 20 метрах!

...Средней величины шок! Как же так? Мы так старались... Только через несколько лет мне стало понятно, насколько А.Павлова была права. На много лет также запомнилось со стажировки одно суровое высказывание директора музея землеведения МГУ: “Если музей не развивается, он умирает”.

Но надо было как-то работать дальше. Стали создавать передвижные выставки. Одну, третью, седьмую. В 1990 году даже сделали презентацию одной такой выставки перед тогдашними народными депутатами в большом зале исполкома “Судьба Солнцедара” об очень интересной и трагичной истории первого нашего курорта на Тонком мысе.

В итоге, когда в какой-нибудь здравнице выставляются все передвижные выставки, получается новый ... мини-музей.

В конце 80-х годов того же столетия мною было проанализировано состояние музейного природоведения в Анапском, Новороссийском, Гелнджикском и Туапсинском музеях. Родилась концепция создания двух крупных региональных музеев природы в восточном советском Причерноморье. Один в Геленджике, отражающий природу зоны сухих субтропиков Северо-Кавказского Причерноморья, другой в Сочи - зоне влажных субтропиков. Доклад о концепции был одобрен тремя директорами, последовательно сменившими друг друга после ухода А.Колесниковой, а также участниками краевого семинара - заведующими отделами природы музеев края. Однако и эта идея не получила развития.

80-е годы. Тяжкие будни перестроечных лет 90-х. В том же здании на Ленина,23. Единственное, что было существенное сделано ушедшей властью для музеев, - это окончательный вывод школы из дома-музея Короленко. В начале 3 тысячелетия нельзя говорить, что муниципалитет города не участвовал в делах муниципального учреждения культуры - городского музея. Капитально отремонтирована крыша, введено газовое отопление. В переданном музею выставочном зале на ул.Островского стало возможным создавать временные выставки из музейных предметов. Активное содействие в завершении реставрации дома-музея Короленко в Джанхоте.

Однако самого главного, без чего музей не сможет серьезно развиваться, до сих пор нет - экспозиционных площадей и особенно фондохранилища. До сих пор 126 кв. м для показа всей природы, истории и современности. До сих пор 30 кв. м для долговременного хранения нескольких десятков тысяч музейных предметов. До сих пор с такими характеристиками Геленджикский музей - уникальный феномен среди городских музеев РФ.

Об этом неоднократно и говорилось и писалось. В 2003 году музею было передано здание бывшего Дома культуры рыбаков. Можно сказать - интересное решение! Но для того, чтобы привести это здание в соответствие с музейными требованиями, потребуется очень серьезная его реконструкция. Для чего, понятно, нет пока соответствующих средств ни у города-курорта, ни тем более у музея... И старожилы-музейщики вновь возвращаются к грустному мнению - нет, не дотянуть до нового музея!

И вдруг в начале 2004 года при департаменте культуры и искусства края создается совет, и на первом его заседании рассматривается проблема состояния музейного дела в Краснодарском крае. Появилась надежда? Не знаю, не знаю. Знаю только, что через полгода совет еще вернется к более основательному рассмотрению данной проблемы. Конечно, спасибо губернатору за проявленную инициативу. Со своей стороны могу только еще раз напомнить, что в Геленджикском историко-краеведческом музее давно разработана конкретная концепция развития музейной деятельности. Именно с учетом быстро растущего города-курорта.

...В 2004 году исполняется 30-летие моей работы в домике с мансардой под наименованием “музей”. По сему поводу почему-то хочется воскликнуть: “Эх, жизнь моя, музейная!”

Краевед Е.Козлов.

Источник: газета "Неделя Геленджика" от №11 (640) 12-19 марта 2004 г.