"ГЕЛЕНДЖИКСКАЯ БУХТА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ..."

  г.Геленджик Краснодарский край

>>>
Начало

Для отдыхающих
Фотографии Геленджика - виды Геленджика.

Дольмены Геленджика - фотографии, статьи.

Вина Геленджика

История Геленджика



 
Статья

ГЕЛЕНДЖИКСКАЯ БУХТА: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ...
(продолжение)

Начало статьи

В то же время, многих иностранных предпринимателей привлекали не красоты бухты и курортные возможности Геленджика, а природные ресурсы, доступность их освоения и вывоза продукции через бухту. Так, на ее берегах возникли первые предприятия. На базе запасов мергеля был построен цементный завод франко-русской компании на территории современного пансионата "Лазуревый берег". Историки считают прогрессивным для того периода появление технической интеллигенции и рабочего класса, строительство поселка при заводе (будущий кургородок "Солнце"), первой электростанции, водопровода из Можаровой щели и даже собственных метеостанции и причала для вывоза продукции. Собственный причал был и у бельгийской фирмы, владевшей деревоперерабатывающим предприятием на месте нынешнего пансионата "Кавказ", тогдашней окраине Геленджика. Солидные намерения этих предпринимателей отражены в сохранившихся до наших дней памятниках архитектуры: оригинальном здании переднего створного маяка (1897) и бывшего административного здания цемзавода , к сожалению, серьезно пострадавшего в последние годы.

Однако, Геленджик не мог выдержать конкуренции с соседним промышленно-портовым Новороссийском, и не эти предприятия определили будущее Геленджика. История распорядилась иначе: курорт оказался более востребованным и перспективным. Уже в первые послереволюционные годы на месте этих предприятий и на базе национализированных частных особняков возникают санатории. Особенно процветало в предвоенные годы бывшее "дачное место" Солнцедар, с многочисленными санаториями Кубанского КурУпра. Накануне Великой Отечественной войны Солнцедар первый в Геленджикском регионе получил статус "курортный поселок". Но именно этот курорт более других пострадал в период боев за Новороссийск (1942-43 годы), ведь именно здесь базировались части Советской армии, авиации и флота, были построены полевые аэродромы, формировались десанты. Тогда же погибли многие из солнцедарских санаториев. В бухте базировались соединения торпедных и сторожевых катеров Черноморского флота, внесших огромный вклад в освобождение Новороссийска. Геленджикская бухта тоже была местом боевых действий, о чем свидетельствуют воинские памятники, мемориальные доски, а также оставшийся в наследство от войны полевой аэродром, ныне пассажирский аэропорт "Геленджик".

В 1962 году Солнцедар был включен в состав города Геленджика, территория которого охватила кольцом всю Геленджикскую бухту, близлежащие долины и горные склоны. Таким образом, бухта стала внутригородской акваторией и важнейшим климатолечебным ресурсом развивающегося курорта.

Оглядываясь на прошедшие с тех пор 40 лет, вспомним об очень важных событиях в жизни курорта, непосредственно связанных с судьбой Геленджикской бухты.

Это, прежде всего, создание "золотого пляжа" путем намыва ракушечного песка со дна бухты. Предложения специалистов "Южморгео", реализованные под руководством председателя горисполкома Н.Ф.Погодина, подарили курорту этот прекрасный пляж - основу общегородской зоны массового отдыха. Тогда же для первых закрытых бассейнов и водолечебниц был построен первый морской водозабор. Наша любимая бухта вновь щедро поделилась с курортом своими ресурсами. Пришла пора поблагодарить ее, создав достойное оформление в виде новых нарядных набережных.

Сегодня наша бухта не только средоточение жизненных интересов курорта, но и градостроительно-планировочный центр, вокруг которого компонуются и существующая, и новая застройка, обрамленная вечнозеленым лесным кольцом на горных склонах. Все это создает неповторимое очарование природного и рукотворного окружения бухты. Но как и сто лет назад этот лакомый кусочек привлекает аппетиты, не всегда совместимые с интересами курорта. Поэтому нельзя забывать и события последних десяти лет, которые показали, что геленджичане активно выступали и успешно боролись за свою главную достопримечательность - бухту и ее окружение. Вспомним, как в 1995-96 годах весь город восстал против строительства торгового центра поперек Лермонтовской площади. Сегодня, когда она сверкает новой балюстрадой, цветниками и реставрированным памятником Лермонтову, страшно даже представить, что было бы на этом месте, если бы не единодушное выступление депутатов, экологической общественности и всех, кто любит свой город. Еще более памятен нам референдум и предшествовавшее ему сотрудничество общественности с администрацией против строительства грузового порта в Геленджикской бухте. Победил лозунг "Курорту - да, порту - нет!" Геленджичане объединились в борьбе за красоту и достойное будущее города-курорта.

Впереди еще немало важных дел: пляж, намытый более 30 лет назад, нуждается в пополнении из донных запасов ракушечного песка и в мерах по предотвращению его миграции, в усовершенствовании примитивных ливнестоков. Последняя задача усложняется особенностями рельефа: бухта - это дно чаши, куда стекают все стоки. Уже давно пора провести конкурс проектов их очистки под девизом "Три Э" (экология, экономика, эстетика). Недавно возникла и уже стала актуальной задача организации мини-порта "Марино" для стоянки яхт и других развлекательных плавсредств, ставших так популярными в последние годы. Не следует превращать наши прекрасные приморские бульвары в торжище, где аромат сосны и дыхание моря заглушает шашлычный смрад. И, наконец, самая ценная приморская полоса - набережные, пляжи и подходы к ним должны быть превращены в безопасную пешеходно-прогулочную зону...

Таковы основные направления, предусмотренные проектом детальной планировки (ПДП) приморской части исторического центра города и проектом реконструкции и благоустройства общегородского центра Геленджика.

М.Осичева, архитектор-краевед.

2002


 


Rambler's Top100

Copyright © 2003 "Отдых на Черном море с.Дивноморское"