Отдых в Дивноморске

История одного шедевра Геленджикского музея


Частный сектор Дивноморское
Сдаются 2-х, 3-х и 4-х местные номера. Первый этаж. Современные удобства, Wi-fi. Пляж в 10 минутах ходьбы.

История одного шедевра Геленджикского музея


18 июля – день основания Геленджикского музея

"История одного шедевра"

В этом году исполняется 130 лет со дня рождения всемирно известного скульптора Степана Эрьзи. В историко-краеведческом музее экспонируется мраморная скульптура художника «Малая Ева», которая датируется приблизительно 1920 годом. История этого произведения по-своему драматична.

В апреле 1921 года С.Эрьзя, Е.Мроз и С.Волнухин – учитель и друг Степана Дмитриевича выехали из Москвы в Геленджик. Ехали около месяца с большими трудностями. Эрьзя вез целый вагон своих произведений. Первой остановкой по пути следования был город Новороссийск. Скульптор оставил свои работы в этом городе. По первой версии, Наркомпросгорода предоставил ему сарай для скульптур, по второй - Эрьзя хранил свои произведения в мастерской местного скульптора Петра Федорова. В Новороссийске остался и С.Волнухин, а Степан Дмитриевич и Елена Мроз отправились в Геленджик.

Судьба некоторых из этих работ до сих пор остается неизвестной.

Уезжая за границу в 1926 году, скульптор вывез большую часть своих произведений для экспонирования во Францию. Какая часть его произведений и почему осталась в Новороссийске, неизвестно? Среди них оказалась и «Малая Ева».

Вероятно, что помещение, в котором находились его скульптуры, не охранялось, т.к. в это время Эрьзя с Е.Мроз жили в Геленджике (с мая до поздней осени), и часть работ была просто расхищена. Или, уезжая из Новороссийска, художник оставил некоторые свои работы: они могли показаться ему неперспективными в творческом плане, рядом с уже найденными вариантами, которые он воплотил в других своих произведениях.

Директор Новороссийской художественной школы В.Сердюк вспоминал, что будучи еще ребенком, он видел во дворе новороссийского музея около десяти скульптур неизвестных авторов. Вполне возможно, среди них находились и работы С.Эрьзи.

Честь открытия статуи «Малая Ева» для жителей Кубани принадлежит Владимиру Сердюку. Яркая личность С. Эрьзи всегда привлекала к себе незаурядных и талантливых людей. Владимир Ильич – скульптор, педагог, общественный деятель, член инициативной группы по созданию Новороссийского городского исторического общества. Краевед, прекрасный популяризатор истории города и края, заслуженный работник культуры Кубани. Первый лауреат гран-при общественной премии имени Н.Раевского-младшего, которое учредило Новороссийское историческое общество.

Первоначально «Малая Ева» была найдена в 70-х годах прошлого века при рытье котлована под фундамент здания. Затем долгое время находилась в помещении художественных мастерских Новороссийска, где ее и нашел Владимир Ильич. Очистив от грязи и мусора, он увидел обнаженную фигуру молодой женщины. Являясь скульптором, Сердюк сразу оценил работу талантливого мастера. Высота скульптуры 135 см, выполнена из уральского мрамора. На голове два шрама, свидетельствующие о том, что ее, видимо, пытались расколоть на мраморную крошку.

В конце 60-х годов прошлого века вышел правительственный циркуляр об изъятии из учреждений культуры произведений, не имеющих идеологической и художественной ценности. Работы из мрамора стали разбивать на мраморную крошку.

Авторство С.Эрьзи не вызывает сомнений, т.к. композиционное и пластическое решение данной фигуры выполнено в присущей ему манере, методом «прямой рубки». Несмотря на то, что скульптор не закончил эту работу, она очень выразительна: плавные линии, сглаженные переходы тела. «Ева» в переводе с древнееврейского означает «жизнь», «живая». Изображена юная женщина, голова ее грациозно наклонена к плечу, это создает впечатление закрытости, стыдливости. Моделью послужила геленджичанка Е.Мроз – жена и ученица скульптора, которая 10 лет была для художника идеалом женственности и красоты…

Входишь в зал музея, и взгляд останавливается на фигуре «Малой Евы». Она словно выступает из мрака забвения и непонимания. И предстает перед нами вечно молодая и прекрасная, как сама жизнь.

Т.Небиеридзе, научный сотрудник городского музея.

29.07.2006
из Недели Геленджика номер 29 2006г.