Частный сектор Дивноморское Сдаются 2-х, 3-х и 4-х местные номера. Первый этаж. Современные удобства, Wi-fi. Пляж в 10 минутах ходьбы. |
Дольмены в аспекте научном и туристическом
Пять лет в долине реки Жанэ работает археологическая экспедиция Института
истории материальной культуры Российской академии наук (Санкт-Петербург). За
это время проведена огромная исследовательская работа, результаты которой
частично опубликованы в книге «Дольмены. Современники древних цивилизаций».
Этот прекрасно иллюстрированный коллективный труд авторитетных ученых
позволяет не только приоткрыть завесу таинственности над древней историей
Западного Кавказа, но и лучше понять: кто мы такие и откуда.
Книга издана в 2001 году по заказу Комитета по охране, реставрации и
эксплуатации историко-культурных ценностей (наследия) Краснодарского края.
Она современна и очень интересна, доступна даже для неподготовленного
читателя. Единственное, что вызывает досаду, - очень небольшой тираж.
Один из авторов сборника – начальник Западно-Кавказской археологической
экспедиции ИИМК РАН Виктор Анатольевич Трифонов – в гостях у редакции газеты
«Прибой».
- Виктор Анатольевич, давайте наш разговор начнем с того, как начинался
ваш путь в археологию?
- Как и у многих, все началось с хороших книг в детстве. Затем исторический
факультет Ленинградского государственного университета, где я учился на
кафедре археологии, потом аспирантура ИИМК РАН. Я родился и вырос в
Ленинграде, но Кавказ люблю с детства, с первых поездок с родителями к
Черному морю. Позднее я увидел и «некурортный» Кавказ. Два года службы в ВДВ
Закавказского ВО только укрепили мой интерес к этому удивительному краю. Это
уже потом были многочисленные экспедиции и командировки. Я ведь занимаюсь не
только дольменами, область моих научных интересов значительно шире –
археология Кавказа в эпоху бронзы. В 1984 году защитил кандидатскую
диссертацию, работал во многих археологических экспедициях, в том числе за
рубежом, где познакомился с современной методикой исследования
мегалитических памятников. В 1994 –95 годах преподавал в Саутгемптском
(Великобритания) и Калифорнийском (США) университетах. Сейчас работаю
старшим научным сотрудником в ИИМК РАН (Санкт-Петербург).
- Я прочитала ваши статьи, и у меня первым возник вопрос: если возраст
дольменов около 5000 лет, то почему так поздно появился к ним интерес? Ведь
их изучают менее 200 лет.
- Это очень легко объяснить. До начала XIX века на Кавказе просто не было
подготовленных людей, которые могли бы оценить древность этих памятников, а,
главное, увидеть в них местное проявление универсального мирового явления –
культового мегалитического строительства. Неудивительно, что первыми, кто
открыл это, были иностранцы - выходцы из Западной Европы, где интерес к
изучению мегалитов проявился еще в XV веке...
- Вы пишете, что дольмены открыты на всех континентах, где есть камень и
постоянно живут люди, за исключением Австралии. Есть ли научное объяснение
этому факту?
- Пока только одно. Мегалиты и, в частности, дольмены могут спонтанно
возникать везде и в любое время, если в патриархальном обществе возникает
необходимость в зримом воплощении сакральности власти, вечности рода и
родо-племенных прав на землю предков. На Мадагаскаре, например, дольмены,
очень похожие на кавказские, строили еще в XIX веке, но и в голову никому
сейчас не придет серьезно говорить о какой-либо исторической связи между
ними. ..Чтобы решить проблему происхождения дольменов на Кавказе, археологам
предстоит ответить на более важный вопрос: как возникла и почему, спустя
почти полторы тысячи лет, исчезла эта грандиозная культура, оставившая нам в
наследие тысячи дольменов на огромной территории Западного Кавказа? Находясь
на периферии древнего цивилизованного мира, эта культура, тем не менее,
составляла его неотъемлемую часть. Какую именно, мы и пытаемся сегодня
выяснить.
- В книге я заметила разнообразие терминов: мегалит, дольмен, склеп,
гробница, культовое сооружение. Какой из них наиболее точен?
- В разной степени они все верны. Родовой склеп, видимо, самое подходящее
название, так как первоначальная функция была все-таки погребальная.
Названия, которым пользовались люди, построившие эти склепы, мы не знаем,
поэтому и пользуемся условной терминологией, введенной в науку еще в
середине XIX века.
- Что обычно археологи находят во время раскопок дольменов?
- Человеческие останки и погребальный инвентарь, то есть те предметы, в
которых нуждался умерший согласно обрядам и представлениям о его
потустороннем существовании. Этот набор чаще всего невелик и включает
простые амулеты и украшения, а также глиняную посуду для напутственной пищи
и напитков. Несмотря на внешнюю простоту этого инвентаря, он помог сделать
археологам важный вывод о единстве культуры на всей территории
распространения кавказских дольменов.
- И что испытываете вы, когда в процессе раскопок находите предмет, некогда
принадлежавший древним людям?
- Волнение, конечно. Каждый из них, даже самый невзрачный на первый взгляд,
может стать ключом к вопросу, ответ на который ищешь годами...И если этого
не происходит сразу, утешает мысль, что позднее, когда этих находок станет
больше, ты или твой более смышленый коллега ответ все-таки найдёт.
Терпение – профессиональная черта археологов. Исследование дольменов – не
исключение. Наши главные находки в витрину музея не положишь. Те, кто видел
дольмены в долине Жанэ до начала археологических работ и после, подтвердят
это.
- Многие дольмены окружены насыпями, некоторые - стенами. В чем назначение
этих искусственных сооружений?
- Дольмены далеко не примитивные сооружения, а их строители и, не побоюсь
этого слова, проектировщики, вероятно, были профессионалами почти в
современном смысле этого слова. Последовательность и характер многих
технологических операций по сооружению дольменов нам уже ясны сейчас. Здесь
много изобретательности и сноровки и никакой мистики. Для людей,
использовавших стандартные меры длины, предварительную разметку, водяной
уровень, бронзовые инструменты и абразивы, рычаги, катки, тягловых животных
и многое другое, из того, что можно было встретить в карьерах еще100-200 лет
назад, – постройка дольменов была вопросом времени и организации. Чем
могущественнее заказчик, тем величественнее была постройка. По стандартам
того времени, например, дольменная группа в долине Жанэ была сооружена,
видимо, для рода племенного вождя или, как сказали бы в XIX веке, была
княжеской усыпальницей. Здесь все обязательные архитектурные и строительные
элементы дольмена – погребальная камера, контрфорсы, насыпь, двор и
разделяющая их стена - составляют неразрывное целое, демонстрируя их
функциональную взаимосвязь.
- Виктор Анатольевич, чем объясняется, что дольмены, как никакой другой
памятник, так быстро «обросли» легендами и мифами?
- Мифотворчество – врожденная черта человеческой культуры, один из способов
освоения человеком окружающего его мира. Мифы создавались всегда. И в
советский период, и сегодня тоже. Мифы придают жизни иллюзорный смысл и
комфорт, если хотите. Долгое время дольмены оставались вне сферы какой-либо
культуры и только почти 200 лет назад, после прихода русских на Кавказ, они
парадоксальным образом стали на наших глазах компонентом мифологизированного
сюжета русской культуры вместе с какой-то Анастасией и ее бабушкой, 10000
лет назад якобы погребенной в дольмене... Случайный сюжет, растиражированный
в малограмотных публикациях, прижился в поврежденном общественном сознании,
материально воплощаясь в толпах самоспасающихся пилигримов, стекающихся со
всей страны на поклон новым святыням...
- Тогда такой вопрос: что дает современному человеку изучение дольменов?
- Думаю, что в практическом плане – ничего. Археология относится к
фундаментальным гуманитарным дисциплинам, то есть к той части науки, которая
исследует основные закономерности развития человеческой культуры. Чтобы
понять, как трудно разобраться в этих закономерностях, приведу банальный
пример. Вместе с вами мы стали свидетелями потрясающей катастрофы с
глобальными последствиями – на наших глазах рухнула цивилизация нового
типа – Советский Союз. По археологическим меркам это был, конечно,
скоротечный феномен – менее 100 лет, но со всеми атрибутами настоящей
суперкультуры. Нравится это кому-то или нет, но был даже особый тип народа -
советский народ. Если бы мне, как археологу, довелось в отдаленном будущем
«копать» памятники этого катастрофического периода, я бы не без колебаний
склонился к выводу, что, судя по материальным свидетельствам, советский
народ и связанная с ним культура исчезли, уступив жизненное пространство
"крещенным" туркам и китайцам...
- По каким признакам вы бы сделали такие выводы?
- Смотрите сами: чьи упаковки на помойках, товары в магазинах, что носим, в
чем ходим...
- У меня тульский самовар есть.
- Обломок прежней цивилизации. Так и должно быть после катастрофы. А вот
народ, вроде, исчез... Парадокс в том, что советский народ действительно
почти исчез или, похоже, исчезает, а вот люди, мы с вами, остаются… Если так
непросто с современной культурой, можете себе представить, как сложно
открыть закономерности в развитии культур, исчезнувших 5000 лет назад. Как
они возникли, почему исчезли и что стало с людьми, которые некогда к этим
культурам принадлежали… Здесь, выходит, уже нет и разницы между современными
и древними культурами. Вот вам и прикладная ценность археологии, если,
конечно, пренебречь гуманитарными ценностями, которые археологи возвращают
из небытия...
- Вы уже несколько лет работаете над осуществлением научной программы по
изучению дольменов. Расскажите, пожалуйста, о ней.
- Эта программа под общим названием «Дольмены Западного Кавказа в
культурном, социальном и экологическом контекстах» была разработана в 1995
году. Она предполагает решение ряда академических и прикладных задач, в том
числе создание атласа кавказских дольменов, как необходимое условие
обеспечения их сохранности.
- Создание археологического парка в долине Жанэ является частью этой
программы?
- Совершенно верно. Мне уже приходилось неоднократно писать, что дольмены
сегодня превращаются в компонент массовой культуры, объект экскурсионного
бизнеса. Только через долину Жанэ в летний период проходит около 2000
экскурсантов ежедневно! У этого процесса есть очевидные положительные и
негативные стороны. Именно для того, чтобы свести к минимуму негативные
процессы, необходимо создание в долине Жанэ природно-археологического
заповедника, а в его пределах - археологического парка. Режим заповедника
обеспечит сохранность природно-исторического ландшафта, а археологический
парк позволит представить публике уникальные памятники долины. Если
взглянуть на дело шире, чем это пока принято, на мой взгляд, создание в
Геленджикском районе археологического парка должно рассматриваться как
компонент перспективного развития курорта. Вне всякого сомнения, в конечном
итоге это прямо и косвенно благоприятно скажется на экономическом развитии
района. Практика эксплуатации подобных парков за рубежом только подтверждает
это. Знаю из собственного опыта. Календари и минеральную воду с фотографиями
раскопанных и восстановленных дольменов долины Жанэ продают на каждом углу
уже сейчас...
Археологических парков в России пока нет нигде, и значение ведущихся работ
по его созданию хорошо понимают в Академии наук, Министерстве культуры,
Комитете по охране историко-культурных ценностей Краснодарского края,
зарубежных фондах, финансирующих работы. Президентский фонд, выделивший нам
средства на продолжение работ в 2001 году, прямо назвал этот проект работой
общенационального значения. Я думаю, именно таким он и является на самом
деле.
- Виктор Анатольевич, большое спасибо за интересную беседу.
Лидия Шумская.
Источник: газета "Прибой" от 13 ноября 2001 номер 129
15:18 22.12.03